Изменения в трудовом законодательстве в РФ с 01.03.2024
Увеличат зарплату высококвалифицированных иностранных специалистов
Высококвалифицированный иностранный специалист, или ВКС — это человек, который обладает навыками и экспертизой в определенной профессиональной области. Часто это иностранные IT-специалисты, врачи и ученые, которых привлекают для работы в Россию.
Компания, которая хочет нанять такого сотрудника, берет на себя обязательство обеспечить ему определенный уровень зарплаты. По закону, зарплата ВКС не может быть ниже 167 000 ₽ в месяц.
С 1 марта этого года устанавливается новый минимальный размер выплат — он должен быть не менее 750 000 ₽ за квартал. То есть в среднем, в месяц сотрудник должен получать около 250 000 ₽ (Федеральный закон от 10.07.2023 № 316-ФЗ).
Если компания нарушит это правило, то на два года лишится права привлекать к работе ВКС.
ФНС и Роструд будут совместно бороться с серыми зарплатами
Налоговики будут сообщать о случаях подмены трудовых отношений и выплате зарплаты ниже МРОТ. Особое внимание уделят компаниям, которые сотрудничают с самозанятыми.
Минтруд разработал проект Перечня информации и сведений, которые ФНС будет передавать в межведомственные комиссии субъектов по противодействию нелегальной занятости, а также в территориальные органы Роструда. Такое взаимодействие позволит эффективнее бороться с серыми зарплатами и нелегальной занятостью.
Вот перечень случаев, о которых ФНС будет сообщать ежеквартально:
✔ О начислении не менее чем десяти работникам зарплаты ниже МРОТ. Кроме того, доля таких сотрудников должна быть выше 10% от общего числа штата.
Напомним, что минимальный размер оплаты труда в 2024 году — 19 242 ₽. В блоге рассказали подробнее о том, что такое МРОТ, на что он влияет, а также сделали большую таблицу по всем регионам РФ.
✔ О наличии нарушений или признаков, которые указывают на нелегальную занятость. Например, подмена трудовых отношений гражданско-правовыми, когда вместо трудового договора заключают договор ГПХ, хотя по факту человек выполняет все функции штатного сотрудника.
О таких нарушениях будут узнавать в ходе налоговых проверок.
✔ О компаниях и предпринимателях, которые сотрудничают более чем с десятью самозанятыми, при том, что исполнитель:
— получает в среднем в месяц более 20 000 ₽,
— в среднем сотрудничает с компанией более трех месяцев,
В учет возьмут и другие признаки подмены трудовых отношений.
Кроме того, налоговики по запросу должны будут направлять информацию о компаниях и ИП, которые используют контрольно-кассовую технику, а также о работодателях, которые платят сотрудникам зарплату на 35% выше среднего размера оплаты труда в регионе.
Часть налогоплательщиков перейдет на машиночитаемую доверенность
1 марта некоторые налогоплательщики перейдут на машиночитаемую доверенность, или МЧД. Это электронный аналог бумажной доверенности, который представляет собой файл в формате xml. Кого это коснется:
— компаний и ИП, у которых в штате более 100 человек,
— компаний и ИП, годовой оборот которых выше 10 миллиардов рублей.
Новые правила будут действовать для доверенностей, выданных после 1 марта 2024 года. Если бумажная доверенность была оформлена раньше этой даты, то бизнес может продолжать ей пользоваться, пока не истечет срок действия.
Повышение МРОТ
С 1 января МРОТ вырастет на 18,5% и составит 19 242 руб. (Федеральный закон от 27.11.2023 № 548-ФЗ). Кроме того, будет «разморожен» приостановленный ранее порядок расчета МРОТ, предполагающий привязку показателя к медианной зарплате по РФ.
С 2025 года соотношение МРОТ и медианной заработной платы установлено в размере 48%. Это соотношение пересматривается не реже одного раза в пять лет с учетом экономического развития.
Новая методика проведения СОУТ
1 сентября 2024 года вступит в силу Приказ Минтруда от 21.11.2023 № 817н, который утверждает новую методику проведения СОУТ. Он будет действовать до 1 сентября 2030 года.
Документ вводит новые классификаторы вредных и (или) опасных производственных факторов, а также форму отчета об оценке и инструкцию по ее заполнению.
Также с 1 сентября устанавливаются обязательные требования к идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов, их исследованиям (испытаниям) и измерениям, отнесению условий труда к классу (подклассу) по степени вредности и (или) опасности, оформлению результатов оценки.
Упрощенный порядок проведения СОУТ для микропредприятий
До 1 марта 2029 года действует особый порядок проведения СОУТ для микропредприятий, включая работодателей — ИП.
Особенные правила при проведении СОУТ распространяются на микропредприятия, которые по основному ОКВЭД осуществляют определенную деятельность: разработка ПО и консультационные услуги в данной области, деятельность в области IT, деятельность в области права и бухгалтерского учета, финансовая и страховая деятельность и др.
Напомним, что упрощенный порядок проведения СОУТ для микропредприятий начал действовать с 1 марта 2023 года.
Господдержка за трудоустройство безработных
На 2024 год продлены некоторые меры поддержки занятости (Постановление Правительства РФ от 29.11.2023 № 2021).
Государство готово частично возмещать расходы на зарплату и материально-техническое оснащение рабочих мест определенных категорий работников, когда работодатель:
- создает временные рабочие места для людей, находящихся под риском увольнения;
- организовывает оплачиваемые общественные работы для официальных безработных.
Кроме того, государство планирует компенсировать затраты работодателей на организацию бесплатного профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников предприятий ОПК, а также людей, занятых поиском работы, для дальнейшего трудоустройства на таких предприятиях.
Ужесточение ответственности за нарушение обязательств по охране труда
Федеральный закон от 27.11.2023 № 559-ФЗ внес поправки в КоАП, которые касаются нарушения или невыполнения обязательств по коллективному договору, соглашению по охране труда в отношении работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, в том числе на подземных работах. Такие действия выделены в отдельный состав правонарушений и предполагают ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 6 000 до 10 000 руб.
Отсрочка от армии для IT-специалистов
Согласно Указу Президента РФ от 04.09.2023 № 660 отсрочка от призыва на военную службу работникам IT-компаний теперь будет предоставляться до 30 лет.
Изменения связаны с повышением верхней границы призывного возраста.
В настоящее время Минцифры занимается вопросом расширения перечня категорий IT-специалистов с правом на отсрочку от срочной службы в армии.
Допустимые доли иностранных работников
В Постановлении Правительства РФ от 16.09.2023 № 1511 на ближайший год установлены допустимые доли иностранцев, задействованных в отдельных видах экономической деятельности на территории РФ.
Стоит отметить, что общие квоты по стране для разных видов деятельности оставили без изменений. Однако ввели дополнительные ограничения для некоторых областей. Так, например, привлекать иностранцев в Рязанской области на производство текстильных изделий (код 13) и одежды (код 14) допускается в размере 90%. А на территории Республики Дагестан для строительства установлена квота в размере 50%.
Увеличение квоты на «визовых» иностранных работников
Постановлением Правительства РФ от 24.11.2023 № 1980 определена на 2024 год потребность в иностранных работниках, прибывающих на основании визы, в размере 155 929 человек. Квота определяется на основании различных критериев, в том числе демографической ситуации, положения на рынке труда и др.
С учетом того, что на 2023 год потребность в «визовых» иностранных работниках составляла 123 943 человека, в следующем году квота вырастет на 25,8%.
В постановлении указано необходимое количество работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам. Больше всего работников требуется на горные, горно-капитальные, строительно-монтажные и ремонтно — строительные работы, а также на профессии квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий.
Трудовые гарантии для добровольцев Росгвардии
Федеральный закон от 25.12.2023 № 642-ФЗ внес изменения в ТК РФ, которые установили гарантии для сотрудников, добровольно содействующих войскам нацгвардии. Эти гарантии похожи на те, что были зафиксированы ранее для мобилизованных.
В частности, речь идет о приостановке трудовых договоров с сотрудниками на период исполнения добровольцами своих обязанностей. Кроме того, увольнение сотрудника допускается не ранее, чем через три месяца после окончания контракта, если он не вернулся на рабочее место.
Изменения вступили в силу с 25 декабря 2023 года.
