ИЗМЕНЕНИЯ В ТРУДОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ с 01.09.2024
Новая методика проведения СОУТ
1 сентября 2024 года вступит в силу Приказ Минтруда от 21.11.2023 № 817н, который утверждает новую методику проведения СОУТ. Он будет действовать до 1 сентября 2030 года.
Документ вводит новые классификаторы вредных и (или) опасных производственных факторов, а также форму отчета об оценке и инструкцию по ее заполнению.
Также с 1 сентября устанавливаются обязательные требования к идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов, их исследованиям (испытаниям) и измерениям, отнесению условий труда к классу (подклассу) по степени вредности и (или) опасности, оформлению результатов оценки.
Упрощенный порядок проведения СОУТ для микропредприятий
До 1 марта 2029 года действует особый порядок проведения СОУТ для микропредприятий, включая работодателей — ИП.
Особенные правила при проведении СОУТ распространяются на микропредприятия, которые по основному ОКВЭД осуществляют определенную деятельность: разработка ПО и консультационные услуги в данной области, деятельность в области IT, деятельность в области права и бухгалтерского учета, финансовая и страховая деятельность и др.
Напомним, что упрощенный порядок проведения СОУТ для микропредприятий начал действовать с 1 марта 2023 года.
Ужесточение ответственности за нарушение обязательств по охране труда
Федеральный закон от 27.11.2023 № 559-ФЗ внес поправки в КоАП, которые касаются нарушения или невыполнения обязательств по коллективному договору, соглашению по охране труда в отношении работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, в том числе на подземных работах. Такие действия выделены в отдельный состав правонарушений и предполагают ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 6 000 до 10 000 руб.
Изменится состав аптечки первой помощи работникам
Приказ Минздрава России от 24.05.2024 N 262н
В аптечку потребуют добавить хотя бы 1 блокнот формата не менее А7 и 1 маркер черный (синий) или карандаш.
Нестерильных одноразовых масок нужно будет иметь 2 шт., а не 10, как сейчас, устройств для искусственного дыхания "Рот-Устройство-Рот" - 2 шт., а не 1.
Кроме того, уточнили ряд наименований медизделий. Так, можно использовать не только марлевый медицинский бинт, но и нестерильный фиксирующий эластичный бинт.
Собранные ранее аптечки можно применять до истечения срока годности содержимого, но не позднее 1 сентября 2027 года.
Начнут действовать поправки об оплате сверхурочной работы
Федеральный закон от 22.04.2024 N 91-ФЗ
В ТК РФ появится положение о том, что при оплате сверхурочной работы надо учитывать компенсационные и стимулирующие выплаты.
Работодатели не обязаны пересматривать условия колдоговора, соглашения, локального акта или трудового договора, если в них установили оплату сверхурочной работы в более высоком размере, чем предусмотрено в поправках.
Упростят порядок аттестации экспертов в области промбезопасности
Постановление Правительства РФ от 09.09.2023 N 1476
Сократят сроки проведения аттестации экспертов в области промбезопасности. В частности, станут быстрее проверять достоверность сведений для допуска к квалификационному экзамену. На это выделят максимум 3 рабочих дня после того, как поступит заявление, а не 5.
Документы, в том числе заявление об аттестации, разрешат подписывать простой ЭП.
Изменят правила аттестации специалистов в ряде областей
Приказ Минкультуры России от 28.07.2023 N 2263
Приказ Минкультуры России от 28.07.2023 N 2264
Предусмотрели, в частности, что перестанут выдавать свидетельства об аттестации специалистам в области сохранения объектов культурного наследия (кроме спасательных археологических полевых работ) и реставрации иных культурных ценностей. Подтвердит полномочия запись в спецреестре.
Аналогичным образом смогут проверять аттестацию тех, кто проводит государственную историко-культурную экспертизу.
Полезные разъяснения Минтруда и Роструда в 2024 году
Увольнение за разглашение данных о зарплатах
Минтруд разъяснил, что можно уволить сотрудника, разглашающего данные о зарплате коллег. Но для этого нужно соблюсти ряд условий:
У работодателя должны быть разработаны специальные документы о защите персональных данных.
Персонал был ознакомлен с документами под роспись.
На виновного сотрудника была возложена обязанность по обработке персональных данных.
Замена отпуска за вредность деньгами
Роструд разъяснил, что неотгулянный отпуск «за вредность» можно заменить денежной компенсацией. Однако необходимо получить письменное согласие работника и заключить отдельное соглашение к трудовому договору.
Увольнение удаленщика за прогул
Роструд разъяснил, что удаленного сотрудника можно уволить за прогул, если он не выходит на связь с работодателем более двух дней и у него нет на это уважительных причин.
Отказ от обеденного перерыва
Минтруд разъяснил, что перерыв на обед может составлять от 30 минут до двух часов. Сотрудник может сократить перерыв, но он не должен быть менее получаса. Вовсе отказаться от обеда можно только тем работникам, кто работает 4 часа и меньше.
Срок договора с мигрантами не будет превышать двух лет
Минтруд России предлагает законопроект, позволяющий работодателям целенаправленно нанимать иностранных сотрудников старше 18 лет с разрешением на работу. Разрешения будут выдаваться на срок трудового договора, но не более двух лет. При досрочном расторжении договора мигрант должен покинуть страну в течение 30 дней, но может остаться, заключив новый договор с другой компанией.
Запрет на увольнение призванных на службу
Трудовой договор между работником и работодателем предлагается приостанавливать на период прохождения работником военной службы по призыву или заменяющей ее альтернативной гражданской службы. Работнику будут предоставляться дополнительные социальные гарантии, включая сохранение должности и места работы, а также возможность получения материальной помощи от работодателя.
Правила охраны труда для гостиниц и кафе
Разработаны Правила по охране труда в гостиничном обслуживании и общественном питании, которые должны учитываться работодателями при составлении инструкций по охране труда. Проектом устанавливаются требования при организации и осуществлении работ, а также предъявляемые к территориям и производственным помещениям. Составлены перечни видов опасностей, среди которых: транспорт, электрический ток, шум, температурные условия, химические вещества и другие. Работодатели будут обязаны провести оценку профессиональных рисков и разработать специальные мероприятия по обеспечению безопасности.
Сокращение предпенсионеров
Сотрудникам, близким к пенсионному возрасту, хотят предоставить преимущественное право сохранения места работы при сокращениях. Сейчас в случае сокращения численности или штата на работе преимущественное право имеют сотрудники с более высокой производительностью труда и квалификацией.
Право на пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет у работающих родителей
С 1 января 2024 г. начинают действовать поправки в ст. 256 ТК РФ, предполагающие сохранение права на пособие тем, кто возвращается на работу до достижения ребенком 1,5 лет. Пособие можно получать и в период работы в течение отпуска у другого работодателя. Соответствующие новшества предусмотрены в ст. 11.1 Закона о страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и ст. 13 Закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей.
На пособие можно будет рассчитывать при работе на условиях неполного рабочего дня и полного рабочего дня, работе на дому и при дистанционном формате.
Временный перевод работников
В ТК РФ внесут новую отдельную главу, которая будет регламентировать правила временного перевода работников к другому работодателю по направлению службы занятости.
На данный момент правила временного перевода к другому работодателю установлены постановлением Правительства от 30.03.2022 № 511. Нормы, которые закрепят в ТК РФ созвучны с постановлением, за исключением нескольких незначительных деталей. Временный перевод возможен с согласия работника, если в центр занятости поступят:
- запрос от работодателя о потребности во временном переводе к нему работников из другой организации;
- сведения от работодателя о простое, то есть приостановке деятельности.
Работник, которому будет предложено перевести на время, должен будет дать свой ответ в течение 7 рабочих дней. Сейчас этот срок не определен.
Напомним: Временный работодатель заключает с работником срочный трудовой договор с возможностью продления на срок до 01.01.2025. Для продления необходимо согласие основного работодателя.
При этом действие трудового договора с основным работодателем не приостанавливается, договор продолжает действовать.
Это даст возможность работникам сохранить право на накопленный отпуск.
В ТК РФ внесут нормы о заключении договора на предоставление персонала (временный перевод).
В частности:
- внесут условия, обязательные для включения в договор о предоставлении персонала;
- введут ограничения для направления работников принимающей стороне, речь идет об опасных и вредных условиях работы;
- за работой частных агентств занятости усилят госконтроль.
Долги по зарплате
Бороться с задолженность по зарплате будут путем ужесточения контроля. Эту функцию помимо трудовых инспекций будут выполнять уже начавшие работу межведомственные комиссии.
В целом планируется:
- Усилить работу по профилактике и мониторингу работодателей, вести разъяснительную работу и содействовать в погашении долгов перед работниками.
- Чаще привлекать к ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы.
Отпуск инвалидов
Для работников с инвалидностью установят в ТК РФ минимальный период для ежегодного оплачиваемого отпуска – не менее 30 календарных дней.
В этом плане, по сути, ничего не меняется. В норму, которая раньше действовала на основании Закона о социальной защите инвалидов, закрепят в ТК РФ.
Отгулы при увольнении
Действующая сейчас редакция ТК РФ не предусматривает обязанности работодателя оплачивать отгулы при увольнении работника. Это исправят: в ТК РФ появятся новые положения, обязывающие работодателя производить выплату денежной компенсации за отгулы при заключительном расчете с работником, это в частности касается сверхурочной работы и работы в выходной , нерабочий праздничный день.
Обновятся квоты для инвалидов
Согласно Федеральному закону от 12.12.2023 № 565-ФЗ, региональные власти вправе установить квоты на прием инвалидов для работодателей с численность персонала более 35 человек, – от 2% до 4% от среднесписочной численности персонала. Квоты будут отличаться в зависимости от отрасли экономики региона.
