20.01.2026

Изменения трудового законодательства с 1 января 2026 года

Аватар картинка автора блога
Админ
Админ

1. Увеличился минимальный размер оплаты труда (МРОТ) до 27 093 рублей. По нему считают минимальные зарплаты для сотрудников, размер больничных, отпускных, командировочных и некоторых других выплат.

«Повышение МРОТ автоматически увеличивает минимальные размеры ключевых пособий по социальному страхованию. Это особенно важно для работников с небольшим стажем или низким официальным доходом. В частности, вырастут минимальные размеры декретного пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребёнком до полутора лет».


2. Максимальная сумма выплат по больничным листам выросла до 6 827,4 рубля в день. Чем выше стаж работы, тем больше будет сумма пособия.

Сумма выплаты по нетрудоспособности зависит не только от страхового стажа, но и от предельных баз по страховым взносам за два предыдущих года — последние утверждаются правительством. В 2024 году база составляет 2 255 000 рублей, в 2025 году — 2 759 000 рублей, а в 2026 году = 2 979 000 рублей. Это значит, что для начисления пособия заработок берут за последние два года и он не должен превышать предельную величину базы для начисления страховых взносов.

Как стаж влияет на размер больничной выплаты:

  • 100% от максимальной суммы заплатят при стаже от восьми лет;
  • 80% — если стаж от пяти до восьми лет;
  • 60% — при стаже от шести месяцев до пяти лет;
  • один МРОТ — если стаж менее полугода.


3. В общероссийский классификатор профессий и должностей добавили новые специальности. Это повлияет на возможность досрочного выхода на пенсию, доплаты за условия труда и дополнительные отпуска.

 Старый классификатор действовал с 1994 года. В новом содержится более пяти тысяч профессий рабочих и свыше 4,3 тысячи должностей служащих. Например, в обновлённый перечень вошли:

  • коуч;
  • спа-менеджер;
  • специалист по искусственному интеллекту;
  • копирайтер;
  • ландшафтный дизайнер;
  • SMM-менеджер;
  • инженер по 3D-печати;
  • оператор дронов;
  • робототехник;
  • специалист по корпоративной социальной политике;
  • лейаут-артист.


4. Родителям двух и более детей назначена ежегодная семейная выплата. Начислят её не всем, а размер пособия будет зависеть от суммы уплаченных родителями налогов.

С 1 января родители двух и более детей будут получать ежегодную семейную выплату. Речь о детях в возрасте до 18 лет или до 23 лет, если они учатся очно. Назначат её не всем, а сумма пособия будет зависеть от уплаченных родителями налогов.

Выплату получит каждый из работающих родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) при условии, что:

  • они являются налоговыми резидентами РФ;
  • платят налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • размер среднедушевого дохода семьи не более 1,5 прожиточных минимума на душу населения в регионе проживания;
  • и дети, и родители постоянно проживают в России;
  • у родителей нет долгов по алиментам.

Пособие уже получило название «семейной налоговой выплаты». Начислять её будет Соцфонд.

«Если среднедушевой доход семьи не превышает 1,5 прожиточного минимума на человека, часть подоходного налога, уплаченного в прошлом году, будет возвращена в форме семейной налоговой выплаты. Выплаченный налог будет пересчитан по ставке 6%, а разница возвращена гражданину»

Размер выплаты будет индивидуален. В среднем по стране семья из четырёх человек сможет получить такую выплату при общем годовом доходе за 2025 год в размере 1,3 млн рублей.

При назначении выплаты будет учитываться не только среднедушевой доход, но и семейное имущество. Если доход подходит, но есть дополнительное имущество, например вторая квартира или дорогая машина, в выплате могут отказать.

«Механизм позволяет семьям со скромным доходом вернуть разницу между стандартной ставкой НДФЛ 13% и новой льготной ставкой 6%, что эквивалентно возврату 7% от годового дохода каждого из родителей. Это существенная прямая финансовая помощь. Важно помнить, что выплата не назначается автоматически — для её получения необходимо самостоятельно подать заявление через Госуслуги или МФЦ с 1 июня по 1 октября 2026 года»


5. Назначать единое пособие на ребёнка будут семьям, каждый из членов которой получает не ниже 216 744 рублей в год.

С 2026 года для получения единого пособия на ребёнка ужесточается требование к доходу трудоспособных членов семьи: он должен быть не ниже восьми МРОТ за год — около 216 744 рублей, что вдвое выше планки 2025 года. Параллельно в трёх регионах — Московской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах — при назначении единого пособия начнётся эксперимент по учёту оборотов по банковским счетам. «При проверке доходов для назначения пособий будут учитываться не только официальные заработки, но и все поступления на банковские счета и вклады членов семьи. Если общая сумма этих поступлений за год более чем в два раза превысит официальный доход семьи, это может стать основанием для отказа в выплате пособия»,


6. Работодателей обязали нанимать инвалидов не только в филиалы и представительства, но и в обособленные структуры компаний.

 С 1 марта 2026 года расширится действие квот для трудоустройства инвалидов. Теперь обязанность работодателей по соблюдению квот распространяется на все обособленные подразделения компании, а не только на её филиалы и представительства. Это изменение направлено на создание равных возможностей для трудоустройства людей с инвалидностью по всей стране, подчеркнул Сергей Довгаль.


7. Если региональные власти потребуют сократить число работающих мигрантов, работодатели смогут расторгнуть с ними трудовой договор без последствий для себя.

Работодатели смогут расторгнуть трудовой договор с мигрантом, если этого потребуют региональные квоты или нормативные акты субъекта РФ, направленные на сокращение численности иностранной рабочей силы. Это изменение в первую очередь затрагивает положение самих иностранных работников, делая его менее стабильным»

Читать подробнее
Читать подробнее
Читать подробнее
Читать подробнее
Читать подробнее
Читать подробнее

Хотите получить
консультацию специалиста?